... математики – идейные максималисты, у них так устроены мозги, что они докручивают до конца любую идею. И уж если математик имморалист – то такой имморалист, что мало не покажется. Мало где я встречал таких дистиллированных подлецов, как среди партийных математиков.
А вот этого я не знал (век живи - век учись):
На курсе определилась балластная часть – студенты, учащиеся между 2 и 3. Их вызвали в комитет ВЛКСМ и поставили перед выбором: либо вылетаете, либо делаете грязную работу – в списках абитуриентов отыскиваете спорные фамилии, отчества, другие элементы. Многие согласились – а что делать?
(Из отклика Леонида Костюкова на два интересных интервью Ильяшенко: 1, 2.)
84 comments:
Мы с Костюком были однокурсники и собутыльники в течение всех 5 лет, но историю про двоечников, брошенных на "первичную прополку", я слышу впервые. Стучать да, вербовали.
Так было это или нет? Можно ему доверять?
Да, интересная волна пошла.
Я вот, почитал Ильюшенко, подумал, не описать ли свое поступление в МИЭМ. Весьма живописно может получиться. Это мы через все это проходили, а для поколения детей, наверное, это такие дикости.
Ой, это я был. Сейчас Пашка у нас, и я никак не привыкну, что настройки могут быть другими.
Пашке привет. Вообще-то это и для нас были дикости ...
Андрею: повторюсь. Этот эпизод не могу не подтвердить, не опровергнуть. Репутация автора хорошая: замечен бывал в художественных преувеличениях, но в прямом вранье - никогда.
Хахаму: Спасибо. (Насчет "НЕ подтвердить, НЕ опровергнуть", см. мой следующий пост ;).)
Хахаму: а насчет имморалиста - сильное соображение (если не считать самого слова, которое мне не шибко нравится).
Андрею: уел по самое никуда. Я слегка нетрезв был (и есть), но такого себе ни в каком состоянии не прощу :-(((
Не убивайся так, кто из нас без греха
(кроме, разумеется, неумолимого и непогрешимого nieuwe_zijd).
Это, положим, глупости. Даже и у меня проскакивают опечатки (или, по крайней мере, они теоретически возможны.) Но разводить грамматические разборки я бы поостерёгся, уж больно дело обоюдоострое. (Не считая, конечно, самых outrageous случаев, вроде ... - ну ладно, не будем поминать старое.)
Насчёт подлецов-имморалистов, он же небось в основном математиков и видит, вот и выборка.
Сёма, он же переквалифицировался в писателя.
Если взглянуть трезво, то наблюдается следуюшая картина.
Человека с пятым пунктом, получившего две тройки (по письменной и устной математике) берут на мехмат. При этом, его не валят ни на физике ни на сочинении, (а ведь поставить двойку за нераскрытие темы проще всего).
Чудеса, да и только! А вот и второе чудо, о котором нам удалось узнать лишь благодаря "научной честности" жертвы антисемитизма:
"(еще, добавлю из научной честности, на все пятерки сдает один чистопородный славянин)."
Надо же, нашелся таки один умный гой на курсе. Тут особенно умиляет прилагательное чистопородный. Кстати, интересно, что это за наука, в которой проявлением честности считается упоминание о том, что и чистопородный славянин может сдавать экзамены на все пятерки? (Вероятно, она включает в себя и вопросы чистоты породы.)
Он в писателя, а материал у него из математиков.
Мне тоже показался сомнительным его аргумент об исключительности математиков в этом месте (небывалый "имморализм"). Зато другие детали могу подтвердить самолично. Например, меня тоже просили на устном экзамене дать определение угла. Это, видимо, была одна из их любимых методических находок.
О, Юра, решились всё-таки отметиться на блоггере!
Я так понял из текста, что у него как раз не было 5-го пункта, а просто экзаменаторы по математике проявили свойственное им чутье. Таких случаев известно и задокументировано немало.
Насчет чистопородного славянина мне тоже не понравилось. А вот процитированный абзац показался интересным и нетривиальным.
Нет, ты невнимательно читал - пятый пункт у него был (на четверть, но этого бывало вполне достаточно). Так что чутьё в этом случае не подвело.
Сёма и n-z: а мне соображение про математиков-имморалистов показалось интересным. Помнится, в брежневские годы от многих слышал, что в Академии Наук на многих клейма ставить некуда, но отделение математики отличалось особой гнусностью.
Андрей, Вы считаете, что
"у него как раз не было 5-го пункта, а просто экзаменаторы по математике проявили свойственное им чутье".
Тем не менее:
"Я вспоминаю, что на устном экзамене вокруг были одни черные головы. Такая черноголовка. Это, кстати, ответ на вопрос, как проводилась травля на устном экзамене с точки зрения прозрачности. В 1976-м году – в отдельной аудитории. А там уже стесняться некого."
Похоже, чутье было проявлено уже экзаменационной комиссией, отправившей его в "правильную" аудиторию. Так что мое недоумение остается в силе.
nieuwe_zijde: нет-нет, я обратил внимание на четверть, но такие случаи как раз и требовали некоторого чутья (строго говоря, "пятый пункт" относится к паспорту, а в нем, надо полагать, всё было чисто).
Юра, разумеется, чутье было проявлено экзаменационной комиссией (мехматской!). Но так как его случай был далеко не такой явный, как у других, физики с литераторами вполне могли его прохлопать, что и произошло. Отдельный интересный вопрос, была ли координация мехматских сволочей с физфаковскими и филфаковскими, или каждый сам по себе старался. Я не помню, чтобы видел материалы по этому поводу.
была ли координация
А как могло быть иначе? По-моему, не вызывает сомнения, что была. То есть, что математики заказывали филологам и/или физикам, кого именно вырубать. Видимо, они (математики) как-то распределяли жертв по дисциплинам. А зачем, кстати? Почему стеснялись своими силами вырубить всех, кого хотели?
Никаких конкретных материалов на эту тему я тоже не встречал. Будет интересно, если кто-нибудь раскопает.
Анлрей, повторюсь:
Абитуриент, отправленный в специальную аудиторию, в которой валят евреев, получает две тройки по специальности и ... принимается на мехмат. Что-то тут не сходится. Зачем измываться над человеком на устном экзамене, снижать оценку на письменном за грязь/округление etc., с тем, чтоб потом все равно принять сомнительного элемента c двумя тройками?
Что до физики/сочинения, то я слышал, что координация была.
prof_yura:
А в чём именно проблема? Думаю, что отлаженная система просто дала сбой в этом случае, почему нет? Мы же в России жили, а не в Германии. Работали все тяп-ляп, вот и прошлёпали.
А вот специальных аудиторий в мой год, видимо, ещё не было. Я как раз помню, что меня очень забавляли вопросы, задаваемые соседям. Вроде этого самого уравнения 2х = 6, которое автор обсуждает в другом контексте.
Юра, я по-прежнему не вижу особого чуда. Ну, давала машина сбои, тоже мне невидаль в те времена всеобщего разложения и халтуры. А может, это, кстати, и не сбой, там же в систему был встроен какой-то низкий процент проходящих. Математики на всякий случай попридержали "нечистых" абитуриентов с запасом, чтобы обеспечить возможность завала, если понадобится. А там выяснилось, что план по "четвертинкам" уже выполнен. Словом, у меня не возникает никаких подозрений в недостоверности его истории.
:)
nieuwe_zijde: *с подозрением* над кем смеёшься?
В чем проблема? Мне кажется, что в этом рассказе не только правда или/и не вся правда.
Действительно, дело было не в Германии, а в России, где машина порой дает сбои. Но жившие в России прекрасно знают, по каким причинам чаще всего бывают сбои. Разумеется, из-за халтуры: но тут, с самого начала машина взяла верный след и первые четыре такта (идентификация, выбор аудитории и два экзамена) проработала как положено. И вдруг, вместо того, чтоб стереть жертву в порошок, неожиданно отпустила и пропустила. И такое бывало: действуют/душат по инструкции, а потом вдруг проявляют снисхождение - но подобная вспышка либерализма (насколько я знаю) обычно вызывалась не халтурой, а совсем другими причинами.
Анлрей предположил, что
"там же в систему был встроен какой-то низкий процент проходящих." Я слышал о подобной штуке на ВМК: фишка заключалась в том, что туда принимали какой-то низкий процент слабых абитуриентов с сомнительными анкетными данными, с тем, чтоб одним ударом убить двух зайцев.
Юра, Вам его история кажется подозрительной, а мне нет. Чтобы не идти по кругу, let's agree to disagree.
По поводу "морального облика" математиков я услышал четверть века назад любопытный комментарий от своего соавтора, новосибирского химика. Идея заключалась в том, что у математиков довольно рано проявляются профессиональные способности и масса усилий (с детства) тратится на их развитие, в ущерб развитию социальному, что приводит к инфантилизму и прочим милым особенностям.
Вербицкий как-то раз высказал в своём блоге мнение, что мех-матские преподаватели проявляли намного больше усердия в очищении факультета, чем требовалось вышестоящим начальством. Если это так, то неудивительно, что филологи и физики, принимавшие сочинение и устную физику, не были поставлены в известность, что надо резать русского по паспорту абитуриента, единственный дефект которого состоит в немецкой фамилии отца. Вообще мне кажется, что между мех-матом и физ-факом была некоторая нестыковка: возможно, мех-матовцы полагались на собственные силы и считали не без основания, что смогут отсеять всех, кого хотят, за два экзамена. Во всяком случае, мне, кажется, не приходилось слышать истории про то, как мех-матских абитуриентов резали на устной физике. Вот придирки к письменной математике и откровенное безобразие на устной математике -- этого сколько угодно.
Clovis
prof_yura:
Я всё-таки по-прежнему не вижу оснований подозревать автора в злонамеренных искажениях или умалчиваниях. Да, сначала всё шло гладко, а потом, например, работник, который должен был передать информацию филологам/физикам взял да и ушёл в запой. Или, например, у человека мог быть честный блат среди проверявших сочинение или принимавших физику, очень даже легко представить себе такую ситуацию (отчасти сужу по своему собственному случаю - но у меня, увы, блат был лишь среди физиков...). Информации, по-моему, недостаточно для каких-либо подозрений.
Андрей, мне кажется, что эта история рассказана не без художественны[ преувеличений и/или умолчаний, но
let's agree to disagree.
Юра, инфантилизм, или там пробелы по части манер - это всё нам известно, но это не то, о чем здесь идет речь, а именно, крупные проблемы по части морали. Я не могу сказать, что полностью разделяю мнение автора, но мне его идея кажется любопытной.
nieuwe_zijde: твой пример с блатом не вполне удачен. То есть, так, конечно, бывало, и в принципе могло быть и в данном случае. Но если автор об этом не сообщил, то это то самое умолчание, о котором Юра так беспокоится. У нас нет никаких оснований предполагать, что автор о чем-то подобном умалчивает, я вполне доверяю отзыву Хахама о том, что этот автор заслуживает доверия.
Уважаемый prof_yura,
Уточните, пожалуйста, в чём Вы подозреваете рассказчика: в том, что он соврал о придирках на письменной и устной математике или в том, что не сообщил, что у него был какой-то специальный блат, позволивший избежать придирок на сочинении и на устной физике?
Clovis
Clovis: я здесь согласен с Вербицким, и мне это тоже кажется самым правдоподобным объяснением данного случая. Но вообще-то и на физике, и на сочинении тоже заваливали, если математики расслаблялись ...
Clovis;
А я как раз слышал массу историй о том, как абитуриентов-математиков резали на физике. Из первых, практически, рук: мои родители закончили физфак и лично знали некоторых экзаменаторов. Были при этом и случаи вполне порядочного "сопротивления", когда люди взбрыкивали и отказывались выполнять поручение - а то и, напротив, демонстративно ставили пятёрку еврею.
А вот повышенное рвение математиков в очистке родной науки от еврейского засилья как раз кажется правдоподобным и вполне понятным. Старались, надо полагать, в первую очередь, "обиженные" евреями. Таких, видимо, было пруд пруди.
avzel:
ОК, оставим версию запоя. Она проходит строгую проверку на правдоподобие?
> оставим версию запоя. Она проходит строгую проверку на правдоподобие?
Несомненно. :)
nieuwe_zijde:
Повторюсь: у человека тройки по письменной и устной математике и сомнительное происхождение. Мне непонятно, кто должен был уйти в запой для того, чтоб абитуриента с такими данными приняли на мехмат в 1976 г. Если же окажется, что в то время многих брали с двумя тройками по математике (в мое время это, кажется, было невозможно) то история о том, как автора резали на устном/письменном экзамене будет смотреться несколько странно - резали, валили и, в итоге, поставили "проходной балл", предоставив решать его судьбу физикам и филологам.
Впрочем, я уже начинаю ходить по кругу - let's agree to disagree.
Не я первый произнес слово блат. Кстати, если он и имел место, то 17-летний школьник мог про него и не знать.
prof_yura:
Проходной балл в эти годы (середина 70-х) был, сколько я помню, очень низким, пройти с двумя тройками проблемы не представляло. Абитуриентов с годной анкетой приходилось тянуть за уши (что я и наблюдал своими глазами.)
Насчёт agree to disagree - я тоже agree :)
nieuwe_zijde:
>пройти с двумя тройками проблемы >не представляло. Абитуриентов с >годной анкетой приходилось тянуть >за уши
Получается, что мехматским жкзаменаторам пришлось попотеть и для того, чтоб натянуть две тройки абитуриентам с годной анкетой (за исключением одного чистопородного славянина) и для того, чтоб завалить на те же две тройки автора с анкетой негодной.
Андрей, как известно, крупные проблемы по части морали были у английского математика, профессора Мориарти :)
Получается, что мехматским жкзаменаторам пришлось попотеть и для того, чтоб натянуть две тройки абитуриентам с годной анкетой (за исключением одного чистопородного славянина) и для того, чтоб завалить на те же две тройки автора с анкетой негодной.
Да. А что в этом такого удивительного?
как известно, крупные проблемы по части морали были у английского математика, профессора Мориарти
*мечтательно* Вот его-то и надо было поставить принимать вступительные экзамены.
Андрей, я бы мог добавить ряд интересных деталей о том, как это делалось в 1974-м:
и о взаимодействии с физиками, и о сочинении, и о разнице в проходном балле для москвичей и иногородних... Расскажу как-нибудь при встрече. Здесь этого делать не буду - боюсь, Профессор Юра меня разоблачит.
alevaj:
>Профессор Юра меня разоблачит.
Вас - не трону :)
alevaj:
Расскажите, что сочтёте возможным, интересно. Глядишь, совместными усилиями всю декаду покроем. :)
А по-моему, партийные математики были существами довольно спокойными, в партию поступали для карьеры и даже как-то этого стеснялись. Один из моих университетских друзей, Серёжа Самборский, ужасно переживал, когда кто-то из нашего круга вступал в партию, переставал с ним здороваться и общаться. Но время шло, годы дружбы давали себя знать и через год-два отношения опять налаживались. Когда очередной его друг вступил в партию и Серёжа окатил его своим презрением с головы до ног, мы его успокаивали, что, дескать, со временем это пройдёт, и кто-то сказал, что Серёжа ценит партийный стаж: "вот будет у тебя годик партийного стажа и тогда Серёжа смягчится." Мне кажется, из математиков получаются отличные cognitive dissidents.
Грачихе: всякие бывали. Некоторые стеснялись, да (я знаю парочку таких), но и беззастенчивых хватало. Вот эти экзаменаторы, к примеру, по-моему особенно не стеснялись.
Алевай: интересно было бы почитать твои личные воспоминания (мы ведь на "ты" перешли, правда?), но ведь на этой площадке затеряются среди общего трёпа. Может быть, слепить отдельный файл и посадить куда-нибудь в заметное место? Моей жене тоже есть что добавить.
prof_yura:
Знаем мы вас, как вы плохо играете.
Андрей:
Может быть, когда-нибудь ... Но если раньше встретимся, я тебе расскажу.
Андрею, Юрию и остальным
Я более или менее согласен с Юрием. Конечно, сбой мог быть. Или у автора могло только сложиться ощущение, что его валили. Или начали валить, а потом, когда дело дошло до физики и сочинения разобрались, что он не совсем еврей и решили пропустить. Мне не показалось, что автор сознательно передергивает. Да и зачем ему? Но это место меня тоже резануло. В конце концов он написал не мемуары, а статью, имевшую целю рассказать о том, как это было. Из его статьи складывается впечатление, что хорошо подготовленный еврей вполне мог поступить. Да, нужно было определенное везение и очень хорошая подготовка. Но ничего удивительного в том, что еврей без блата поступил, согласно статье, нет. Это совершенно не соответствует моему представлению о том, как это было. На физтех еврею было поступить легче, чем на мехмат. Я знал нескольких евреев, утверждавших, что поступили примерно также, как автор статьи -- на соплях, хорошей подготовке и везении. Впоследствии про них про всех выяснилось, что у них был блат. Причем по крайней мере в двух случаях я не сомневаюсь, что они сами в тот момент об этом блате не знали. Родители все за них сделали.
Моя история поступления на мехмат почти дословно совпадает с костюковской. Безупречная анкета (бабушка-разбойница не вычислялась по имени-отчеству родителей) + сомнительная школа + изрядно неарийская внешность (знающие да подтвердят). На письменном экзамене - четвёрка (sic!) за четыре задачи. Правда, бОльшую часть времени я проверял свою работу на соответствие всем известным мне нормам кашрута ле-мехадрин, чтобы в конце решения тригонометрического уравнения непременно стояло "где n - произвольное целое число"...
Группа, где я сдавал устный экзамен, была именно "черноголовкой": нескольких из экзаменующихся из породнённых школ я знал: Вадик Цидулко и Лёня Касперович из 91, ещё кто-то был из 57... Устный экзамен длился 6 часов (на 4 задачи), в последней я дважды просил ещё время подумать, и получал разрешение с гадкой улыбкой, мол, "всё равно не решишь". Решил, получил четвёрку (ещё один сик!). За моей спиной Касперович ревел как раненый лев, "но прямая же делит плоскость на две части!!!", на что следовало "да? И вы можете это доказать?" (кажется, В. В. Федорчук).
В результате Касперовича и Цидулко завалили. Каспер ходил кому-то доказывал, что он западный белорус, в конце концов сапеллировал (подробностей не знаю, не исключено, что задействован был какой-то пресловутый блат) и оказался-таки на мехмате. Паренька из 57-й я тоже на мехмате не видел.
Моя версия произошедшего. Наша группа не была по-настоящему завальной, скорее - санитарный кордон. За "прокол" (в смысле, прорыв) через этот кордон никто партбилет на стол не положил бы, более того, не исключено, что определённый процент прохождения мог предполагаться, в отличие от несомненных случаев, влиявших на статистику. Поэтому экзамен шёл без надрыва и перенапряжения сил: если абитуриенту удавалось отбиться, козырным тузом его не заваливали, - видимо, приберегали в каком-то (каком?) смысле для действительно серьёзных случаев. Зачем вообще такое делалось, - вопрос о cost-efficience завальной политики. Помимо устрашения на будущее, стрельба по площадям, несомненно, была эффективной в смысле достижения результатов: криптоевреев на нашем курсе я знал человек 5, всех примерно таких же, как я, - с относительно чистой анкетой и камнем за пазухой (один из них, - Игорь В. Арнольд, второшкольник). Официальный еврей был один, на механике, симпатичный, неглупый, но ничем особенно не выдающийся мальчик.
После прохождения этого санитарного кордона никаких более ущемлений не было: я с лёгкостью получил две пятёрки на сочинении и физике, и с пятёрочным аттестатом перебрал проходной бал аж на пять пунктов ;-) На самом деле наш год был не слишком сильным в смысле уровня абитуриентов (да и студентов тоже). Видимо, процесс селекции закончился на двух математиках, по крайней мере, я не помню, чтобы кого-то завалили на сочинении или на физике. За два или три года до нас фильтр на математике был плохо настроен, и с двумя тройками его прошло немало нежелательного контингента, но в результате проходной балл был типа 16 с половиной, так что четыре тройки и четыре с половиной в аттестате канали на входной билет. Тогда вроде бы нескольких удалось зарезать на сочинении и даже физиков задействовали.
Юре (если он еще продолжает читать этот флуд:)
В первой половине 70х заваливали не на двойки, а на тройки (по математике). Соответственно, бывали проколы (в 1974 году конкурс оказался низким, взяли ряд товарищей с низкими баллом --- например, В.Г.@uchicago).
Фраза про чистокровного славянина весьма резанула.
Про студентов 2-3 курса, которым поручали выявлять криптоевреев, я ни разу не слышал и, более того, не верю, да простит меня Хахам.
Носорогу: про завал на тройки, - истинная правда. Были разные правила для апелляции с двойки (сравнительно простые) и с тройки (гораздо более жлобские) Кому-то из знакомых сказали: "чего Вы вообще хотите? Оценка удовлетворительно означает, что Ваши знания нас удовлетворяют... а хорошо знают математику вообще считанные единицы".
Про второкурсников на прополке анкет: кажется, складывается легенда, что я эту версию если и не выдвинул, то поддерживаю. Иначе с чего бы просить прощения?
Грачихе: забавно тесен мир. С Серёжей Самборским мы очень много общались после его переезда в Москву, да и потом, уже во Франции...
xgrbml: Сережа,
>Фраза про чистокровного славянина >весьма резанула.
Про чистопородного!
Грачиха:
>А по-моему, партийные математики >были существами довольно >спокойными, в партию поступали >для карьеры и даже как-то этого >стеснялись.
Мой покойный друг, одноклассник и однокурсник, преподававший в МАИ, на какой-то пьянке поинтересовался, как мы отнесемся к его вступлению в партию. Все (включая его жену) ответили, что отрицательно, но это его не остановило. На нашей дружбе это никак не отразилось, зато мы узнали много интересного о партийной жизни знаменитого вуза. Так, выяснилось, что парторг одной из кафедр стоял во главе банды квартирных грабителей, причем не только осуществлял общее (партийное) руководство, но и лично ходил на дело. На какого-то доцента поступила жалоба от студенток, что он предлагает тройки в обмен на секс. Мудрое партийное рещение состояло в том, что доцента обвинили в отрыве от коллектива и нагрузили нагрузкой до такой степени, что у него уже не было сил и времени на все остальное.
..............
Где-то в 91-м мой друг, дослужившийся до парторга факультета рапортовал о большом числе коммунистов, вышедших из рядов.
Так что же, получается, что только Вы остались?, - заметило начальство и услышало в ответ
- Нет, я тоже.
Как хорошо известно, в 74-м году конкурс для москвичей и иногородних
был впервые отдельным - и, совершенно неошиданно, 15 баллов из 5 оценок оказались для москвичей проходными. До того, насколько мне известно,
никто не стремился ставить двойки, т.к. тройка вроде интеллигентней.
Поэтому в 74 году некоторое заметное количество московских евреев проскочило.
В.Хинич
В. Хинич:
Володя,
>До того, насколько мне известно,
>никто не стремился ставить двойки, >т.к. тройка вроде интеллигентней.
Наш общий (с Андреем) друг получил двойку по физике после того как набрал девять баллов на двух математиках.
Бойцы вспоминали минувшие дни ...
Даже из этих отрывочных воспоминаний ясно, что год на год не приходился, и что система давала сбои (по крайней мере, в некоторые годы). Я бы еще не забывал, что большинство задействованных экзаменаторов были людьми глубоко бездарными во всех отношениях, включая математическую квалификацию (к сожалению, известны и исключения), так что и с этим заданием справлялись соответственно.
Леня Костюков - мой хороший друг и сокурсник, которого я знаю 40 лет. Я верю каждому его слову, тем более что слышала куски из этой истории много лет назад.
Таня, привет and welcome! Это ценное свидетельство. Я не ставлю его рассказ под сомнение, меня просто удивило, что я никогда про это не слышал.
Привет, Андрей! Можно мне тоже добавить пару слов, тем более, что был вопрос, (хотя, вроде бы, уже и "полураскрытый").
Мне кажется, что корелляция между мехматскими и физфаковскими "экзаменаторами" была. Приведу в доказательство следующую историю.
После первого курса, если помнишь, тем, кто не ехал в стройотряды, нужно было "проходить отработку"-либо валять дурака в ближнем Подмосковье (передаю по рассказам Саши Шок.), либо работать
"техсотрудником" в Приемной Комиссии. Функции "техсотрудника" были очень разнообразны: от таскания разных предметов (столов, стульев, бумажных кип), до регулирования "людских потоков" - помощи в нахождении нужной аудитории. Помня по себе, как провинциалу психологически сложно сразу сориентироваться в кипящей буче "подачи документов", поселения в общаге и пр., я сам попросился на эту форму "отработки", чтобы помочь своим одесским друзьям, поступавшим на ММ в том далеком 70м. Их было 15, почти все - из известной,по крайней мере в те годы,
116-ой школы. Все - с "подозрительными" фамилиями/внешностью. Некоторых я знал неблизко, некоторых - не знал совсем, а самым близким среди них мне был Илюша С. (Он, кстати, был НЕ из 116, дважды или трижды 2я премия на Всесоюзной олимпиаде, ныне - профессор в одном из университетов на Востоке Штатов).
Вот их история вкратце - она случилась НА МОИХ ГЛАЗАХ. Из 15 человек только ДВА получили "проходные" баллы (4/5 и 3/5) после
двух экзаменов по математике. Остальные получили либо 2, либо, - в их числе Илья, - 3/3. Один из двух "счастливчиков", кажется его звали Збарский, приехал вместе с папой, доцентом-физиком одесского университета. Сильный парень не скрывал уверенности в поступлении -
уж физику-то он знал блестяще! Папа кивал, 4/5 по математике - теперь дело в шляпе! Ан нет! Оба парня, "проскочившие" цепкие лапы мехматских расовых блюстителей, получили 2 по физике.(В то же время, Илюша - ничего не решавшую 5. Его экзаменатор-физик, после решения нескольких "убойных" задач,
в т.ч. с помошью теоремы Остроградского-Гаусса, задумчиво сказал - "Хотел бы я посмотреть, кто же это СУМЕЛ Вам поставить 3 по
математике?"). Я повел убитых горем Збарского-сына и Збарского-папу подавать апелляцию.
Их легко "отразили"... Судьба Збарского мне неизвестна. Илюша же на всю жизнь запомнил свои экзамены и своих экзаменаторов на мехмате. Но это - совсем другая история.
И еще. Присоединюсь к тебе- НИКОГДА
не слышал про "двоечников", вычисляющих по спискам "подозрительных", хотя это, очевидным образом, не исключает подобную возможность....
Володя,
Взаимодействовали сволочи, да. Про помощь мехматских двоечников в процессе селекции выше подтверждает Таня Хованова. Наверное, это более новое веяние, которого еще не было на нашем курсе.
Офф-топик: не собираешься в наши края? Славно было бы повидаться после стольких лет ...
Привет,
Отвечаю, может с задержкой, но я никаких "комментов" опять не получаю - как "наткнусь" сам на пост или коммент - так и отвечу...
Я очень надеюсь тоже на "повидаться".
Если позволит здоровье, то буду стараться попасть в будущем году и в
ваши края, да и внуков уже два года не видел... Не узнают.
Прочел по ссылке "стихи" Мориц...Жалко. Мои девочки все на ее детских песенках выросли...
Володя: насчет Мориц, что тут скажешь. Про комменты - здесь это можно делать вручную к каждому посту, отметив квадратик "Email follow-up comments to ...". Наверное, существует способ пометить таким образом весь журнал, а не только отдельные посты, но в этом я не разбирался.
Вроде здесь споры поутихли, так что изложу и я свою историю. Что называется, по настоятельным просьбам трудящихся.
Итак, 1974 год. Я заканчивал провинциальную нематематическую школу, и никаких деталей о завалах на приемных экзаменах не знал. Были какие-то слухи, что-де евреев на мехмате валят, но не в большей степени, чем в любом другом вузе. (Например, я был уверен, что уж на киевский мехмат поступить заведомо невозможно, так как антисемтизм на Украине сильнее, чем в России. Впоследствии оказалось, что как раз киевский мехмат - одно из "убежищ".) К экзаменам я был подготовлен преизрядно, перерешал все вступительные варианты мехмата (с зубодробительной пятой задачей с параметрами), физтеха (с зубодробительной стереометрией), а также все задачи из всех существующих задачников, включая толстого Моденова и сборника стереометрических задач Дзыка 1939 года издания (я раскопал его в нашей школьной библиотеке, соврал, что потерял, и с удовольствием принес взамен пару более новых, но совершенно не раритетных изданий. Вообще, в те годы - 9-10й класс - я собрал почти полную библиотеку книг по элементарной математике на русском, еженедельно обходя киевские букинистические магазины; были у меня и дореволюционные издания, и Mathesisовские 20-х годов... Но об этом в другой раз.) И мне было очень интересно - как же ОНИ меня завалят? Быть такого не может! И поехал я в Москву.
Поселили нас в общежитие, что около "Балатона". Я был с приятелем Мариком Р., он поступал на физфак. Все было ново и интересно - я ведь и в общепите-то до этого не едал. Мы замечательно проводили время, в основном, за разработкой теории геометрических построений одним циркулем (т.е. мы знали, что это возможно, но интересно было проработать детали). Еще из общежитейских воспоминаний: там встречались, наряду с абитуриентами, какие-то студенты-первокурсники (были, возможно, и старшекурсники, но это уже заоблачные высоты). Один из таких студентов стращал: вот вы все планиметрией да стереометрией занимаетесь, а вот попадете на мехмат, так там придется n-мерное пространство изучать, это вам не шутка! Было страшновато, так как единственная, как мне помнится, математическая тема, которая вызывала у меня отторжение, были двумерные чертежи четырехмерного куба. Наконец, начались экзамены.
Про письменную математику я знал лишь, что могут придраться к чему угодно, особенно в геометрии, поэтому рассчитывал на четверку. Вариант был чепуховый, я вышел из аудитории часа за полтора до окончания экзамена. Обьявили оценки - 4. Я даже не стал смотреть работу. Пока все шло по плану.
Устная математика. Пошли задачи - одна, другая, третья. Сломался на каком-то геометрическом неравенстве, которого до того не видел. Крутил так и сяк - не выходит. Через некоторое время подошли, говорят, время истекло. И спросили какой-то простенький вопрос про двугранный угол. Я сгоряча ляпнул в режиме вопрос-ответ, думая об угле с разворотом меньше 180 градусов. А для угла больше 180 ответ был другой. Итого - 3. Пока все шло, на мой взгляд честно. Не решил неравенство, не подумал о варианте с углом - сам дурак.
Сочинение. Я был не мастер писать сочинения. Но! У меня была отличная память. Поэтому заранее были написаны (моей мамой) большие блоки, из которых можно было составить сочинение на большинство тем советской литературы (программа 10го класса), и мне не составило труда их запомнить. Плюс к тому, я грамотно писал. Пришел, отписался. Обьявили оценки - 3. На этот раз пошел посмотреть работу. Замечание ровно одно - не раскрыта тема. С этим не поспоришь.
Наконец, последний экзамен - физика. Взял билет, подготовился, отвечаю. Тут нужно сказать, что я лишь в 10м классе сделал выбор в пользу математики, а до этого больше склонялся к физике, и читал много всяких хороших книжек. Начинаю второй вопрос, говорят - неверно. Вот вам тройка, продолжать не стоит. Я возмутился, вспомнил какие-то инструкции, потребовал, чтобы мне на листочке моем с ответом написали, что ответ неверный. Ах так - тогда продолжим. Слово за слово, получил 11 задач. Сделал все. Тут и вечер наступил, пора заканчивать. Ладно, говорят, оценка - 3. Ага, думаю, вот он завал. Буду драться - иду подавать аппеляцию.
Вышел в праведном гневе, настрочил аппеляцию, иду сдавать. А мне и говорят - извините уважаемый, но аппеляция должна быть подана в течение часа после окончания экзамена, У вас написано, что экзамен закончился в 11 утра, а сейчас уже 5 вечера. Так что вашу аппеляцию мы принять никак не можем. (Эти добрые люди проставили мне окончание экзамена по времени первого обьявления тройки, еще до задач.) Где искать правды? Нужно идти в центральную аппеляционную коммиссию. Меня под аудиторией все это время ждал папа, там были еще какие-то (неславянские?) родители, они были готовы подтвердить, что я вышел с экзамена после 4-х. Написали новую аппеляцию (не на экзамен, а на отказ в приеме аппеляции по экзамену).
Начался бег по инстанциям. Вместе с нами еще несколько еврейских семей. Через некоторое время попадаем в кабинет секретаря центральной приемной комиссии (не мехматовской, а более высокой, названия точно не помню). Он выслушивает, как мне кажется, благосклонно, кивает головой, накладывает резолюцию "Побеседовать". Я окрылен. Нет правды на мм, но есть она ведь выше!
На следующий день иду на физфак. Там на меня смотрят кисло и велят подождать в коридоре. Помню, ждал много часов - не час, и не два. Толцыте, и отверзется вам. Отверзелось, вышел человек, взял мою аппеляцию и сказал примерно следующее: "Вот если бы резолюция была "Принять аппеляцию", я бы у вас несомненно принял аппеляцию. А с такой резолюцией мы можем только побеседовать, что мы уже и сделали. Наша беседа окончена, до свидания". Стало быть снова нужно пробиваться к большому начальнику, жаловаться.
А в это время другие еврейские родители, по преимуществу московские, времени не теряли, нажали на какие-то скрытые рычаги, и добились чуть ли не проверки из горкома "по факту жалобы". Поэтому, когда я попадаю снова в кабинет большого начальника и излагаю ему эту печальную историю, он вскипает праведным гневом, тут же телефонирует секретарю мехматовской приемной комиссии и велит ему немедленно разобраться с этими безобразиями. Надежда снова забрезжила. В мехматскую комиссию была подана аппеляция первого порядка (не на неприем аппеляции, а на заниженную оценку).
В это время случился коренной перелом. Подсчитали баллы, обьявили проходной: для москвичей - 15, для иногородних - 20 (у меня 18, если я отспорю физику на 5, то я внутри). Все москвичи, что были вокруг, отпали - они оказались приняты. А я остался с мехматом один на один.
На следующий день попадаю я к секретарю мехматовской приемной комиссии (запамятовал я фамилию, но, скорее всего, нетрудно выяснить). И он ведет со мной такую ласковую речь: "Молодой человек! Вот лежит тут у меня ваша аппеляция. Представим на минуту, что мы пойдем вам навстречу, и удовлетворим ее, и вы поступите на мехмат. Посудите сами, какая у вас будет после этого репутация? Профессора, встречая вас в коридорах, будут думать "Ага, вот идет тот самый скандалист В., который проник к нам не прямым путем, как все, а с помощью крючкотворства!" Вас будут считать склочником и показывать пальцем в спину. Не лучше ли отозвать эту аппеляцию, вернуться домой, и приехать на следующий год - уж тогда вы наверняка поступите!" (нужно сказать, что я закончил школу в 16 и у меня был год в запасе). Я, естественно, отказался. Резко помрачнев (это я не для красного словца пишу, просто перемена была разительной), секретарь велел мне придти назавтра за результатом аппеляции.
Назавтра к секретарю я допущен не был. Мне передали письменный ответ. Там было сказано, что аппеляция не может быть принята, так как экзамен закончился в 11 утра, а подал я ее только в 5 вечера. На мехмате ловить больше было нечего.
Это был последний день сдачи документов в другие вузы. В Киеве мне дали еще два адреса. Первый из них - Губкинский. Это было совсем близко, и поэтому я отправился туда. Прием документов от иногородних был закрыт - нет мест в общежитиях. Следующая остановка - МИИТ. Конечная.
alevaj: Вот ведь сволочи какие! Не устаешь поражаться законченной мерзости этих мелких бесов. Хорошо, что тебя это не сломало. А многих, я думаю, сломало - я знаю таких людей. Не возражаешь, если дам свежую ссылку на эти твои воспоминания?
Чего уж там - то, что написано, должно быть прочитано.
Алеку: такая распасовка в пятый угол была одной из стандартных наработок против кляузников. Я с ней столкнулся, когда меня прокатили мимо аспирантуры; меня пинали из комитета комсомола в деканат с залётом на кафедру, а партком наблюдал весь этот pinball сверху, дирижируя событиями.
Интересно, почему никто не называет фамилии "экзаменаторов"-антисемитов.
Обсуждать теоретический как бы антисемитизм великого математика Шафаревича есть много любителей. А эти - настоящие практические антисемиты, многие живы и процветают.
Например, С.А.Богатый, профессор мехмата.
PS В.В.Федорчук был назван.
Называют. И здесь, и в других местах.
Анониму:
Некто В. Рождественский (меня лично окучивал). В математичских кругах не засветился, кажется, был сотрудником лаборатории выч. методов. Надеюсь, мучается от алкоголизма и язвы желудка.
Леонид Евгеньевич Евтушик (не знаю, жив ли, может, сдох, скотина), доцент каф. (одной из) геометрий. Душевно подходил к каждому конкретному случаю.
Саша Шень, думаю, хранит гораздо более полную картотеку. Были попытки сделать эти списки публичными на западе в начале девяностых, ни к чему особенному не привели.
Есть, насколько я знаю, один человек, который заслуживает уважения за свои математические заслуги, одновременно отметившийся в евромахии, - Ю. Н. Нестеренко. Остальные - плесень им имя и грош цена.
Ю. В. Нестеренко
{А}дону Хахаму: только Л.Е.Евтушик не с кафедры геометрии, а с кафедры, не к ночи будь помянута, матанализа. По крайней мере, десять лет назад он у нас читал матан-4.
Известий о его кончине не поступало, так что, вероятно, жив.
http://mech.math.msu.su/staff/evtushik.htm
Проевтушик: Этот неспешный (почти) 80-летний математик, ставший профессором в 60, станет членкорром в 90, а к 100-летию заслужит научно-методическую конференцию своей памяти, на которой будет делиться воспоминаниями.
У меня принимал устный экзамен по математике персонаж по фамилии Подколзин. Красавец, однако.
Его соавтор Алешин был в мой год начальником приёмной комиссии по математике.
До кучи приведу ещё задачу, с помощью которой Подколзин меня срезал (она, кажется, была третьей или четвёртой, но предыдущие я знал, поскольку они уже в тот момент содержались в "сендеровском" списке.)
345. Пара (различных) натуральных чисел называется «хорошей», если эти числа состоят из одинаковых простых делителей, взятых, однако, в (вообще говоря) несовпадающих степенях и «очень хорошей», если «хорошими» являются и пара (m, n) и пара (m+1, п+1). Конечно или бесконечно число «очень хороших» пар натуральных чисел?
(Номер - из книжки "Шклярский, Ченцов, Яглом, том 1", в которой я после экзамена эту задачу обнаружил.)
В чем проблема? Мне кажется, что в этом рассказе не только правда или/и не вся правда. Действительно, дело было не в Германии, а в России, где машина порой дает сбои. Но жившие в России прекрасно знают, по каким причинам чаще всего бывают сбои. Разумеется, из-за халтуры: но тут, с самого начала машина взяла верный след и первые четыре такта (идентификация, выбор аудитории и два экзамена) проработала как положено. И вдруг, вместо того, чтоб стереть жертву в порошок, неожиданно отпустила и пропустила. И такое бывало: действуют/душат по инструкции, а потом вдруг проявляют снисхождение - но подобная вспышка либерализма (насколько я знаю) обычно вызывалась не халтурой, а совсем другими причинами. Анлрей предположил, что "там же в систему был встроен какой-то низкий процент проходящих." Я слышал о подобной штуке на ВМК: фишка заключалась в том, что туда принимали какой-то низкий процент слабых абитуриентов с сомнительными анкетными данными, с тем, чтоб одним ударом убить двух зайцев.
Post a Comment