Saturday, June 19, 2010

О квантовой физике и эксплуатации детского труда

Мой дядюшка выпускает капитальный двухтомный учебник (том 1, том 2) по квантовой физике. Так держать!

В связи с этим вспомнил, как гостил у него в новосибирском академгородке пару недель на летних каникулах после восьмого класса. Чтобы чем-то меня занять, он меня записал в шахматный турнир в тамошнем доме пионеров, где я дуриком выполнил норму второго разряда (оставшуюся вершиной моей шахматной карьеры). (Хвастаться так хвастаться - сам-то он был сильным мастером спорта по шахматам, близким к выполнению гроссмейстерской нормы.) А кроме того, усадил считать 6j-символы для своей текущей работы. К сожалению, совершенно не помню деталей этих вычислений, но чувство удовлетворения от этих занятий помню прекрасно. Хорошее было времечко!

7 comments:

{a}don Xaxam said...

усадил считать 6j-символы для своей текущей работы

Анька рассказывает, что её отец в детстве наказывал её за мелкие провинности тем, что заставлял переписывать таблицы логарифмов.

Идеи схожие, только в одном случае поощрение, а в другом - наказание. И каков результат! Методики Тома Сойера - в жизнь...

ntsil said...

наказывал её за мелкие провинности тем, что заставлял переписывать таблицы логарифмов

Жестко!

avzel said...

Не только жестко, но и несколько непрактично - нет чтобы к какому-нибудь полезному делу приставить. Не могу удержаться от любопытства, каково же могло быть наказание за более крупные провинности.

avzel said...

Насчет Тома Сойера - совершенно точно! Недавно упоминавшийся в этом журнале Саша Г. недавно издал учебник Киселева в собственноручном переводе на английский. Его сын (8-летний тогда, кажется, если не меньше) был страшно этой книгой заинтригован, но Саша ему ее не давал, считая, что слишком рано. Так что ребенок был готов на любые подвиги ради того, чтобы ему разрешили немного почитать вожделенный учебник геометрии.

{a}don Xaxam said...

За более серьёзные проступки полагалось лишение чтения на несколько часов...

ntsil said...

Андрею. В недавно прочитанном Anathem наказанием за мелкие провинности для ученых (которые жили в чем-то типа монастырей) были всякие полезные хозяйственные дела (грубо говоря, "чистить картошку"), а вот за серьезные -- как раз переписывание и выучивание наизусть глав из книги лишенных смысла текстов. При этом считалось, что в бессмысленности (и даже вредности -- забивание головы чем не надо) -- как раз и кроется основная тяжесть наказания.

А метод Тома Сойера -- факт, работает безотказно!

avzel said...

За более серьёзные проступки полагалось лишение чтения на несколько часов

А сейчас бы от интернета отлучили ...