Saturday, November 22, 2008

La damnation de Faust

Выполнив указание уважаемого Саши Бр. (данное в этом посте), посмотрели сегодня La damnation de Faust в нашем любимом кинотеатре. Должен сказать, что из всех виденных мной оперных постановок из этой серии, эта, мне кажется, наименее приспособлена к переводу на HD. Видео-эффекты происходят одновременно на довольно большой площади, и оператору нелегко их адекватно показать. Тем не менее, опять получили большое удовольствие. Музыка Берлиоза замечательная, Susan Graham в роли Маргариты поет на мой непросвещенный вкус просто потрясающе (может быть, у нее не самый мощный голос, но интонации необычайно выразительны), хор, как всегда, выше всяких похвал. Исполнитель роли Фауста (лень искать фамилию), правда, несколько разочаровал. Видео-эффекты Лепажа, конечно, ошеломляют, хотя, некоторые, мне кажется, слегка отвлекают от музыки. Народу было не так уж много, хотя больше, чем на предыдущей постановке. Трогательно, хотя и немного смешно, было слышать, как народ аплодировал при появлении дирижера и в конце спектакля, как будто были не в кино, а в настоящем зрительном зале.

8 comments:

Sasha Braverman said...

В смысле постановки, по-моему, там интереснее как раз не видео-эффекты, а более конвенциональные вещи.
Мне больше всего понравилась сцена соблазнения.

На тему музыки: а какие, интересно, ещё есть западные (в смысле нерусские) оперы, где хор играет такую значительную роль?

avzel said...

Саша, как мне тут подсказывают знающие люди, роль хора чрезвычайно важна в барочных операх (мы их пристрастились смотреть в нашем любимом Jordan Hall в исполнении Boston Baroque), в отличие от более поздних (скажем, итальянских). Но ведь La damnation de Faust не совсем опера, а что-то вроде оратории ...

Sasha Braverman said...

Про барочные оперы я понимаю - я имел в виду 19-й век. Почему "Фауст" оратория -- это я как раз не понял.

katyaz said...

@Sasha: Хор важен не только в барочных операх. Хор играет важную роль более или менее во всех операх, любого периода. Честно говоря, я не знаю ни одной оперы, в которой хора нет. Но если вам нужны конкретные примеры, вот знаменитая сцена с хором из французской оперы XIX-го века Кармен. Вот сцена из Аиды Верди. Если вы зайдете в Youtube и сделаете search на "Opera Chorus", или "[имя любой оперы] chorus," я уверена, что вы найдете еще много таких примеров. В Oratorio это, наверное, более заметно, потому что Oratorio обычно менее staged, но хор всегда все равно есть.

avzel said...

Саша, ну вот пока я раскачивался с ответом, знающий человек всё объяснил. Катя, спасибо!

Sasha Braverman said...

Речь опять не о том: я спрашивал не в каких операх есть важные хоровые сцены, а в каких операх эти сцены преобладают
(по времени) над нехоровыми (в "Фаусте" именно так).

avzel said...

Саша, тебе не угодишь! :) Одна надежда, что Катя над нами сжалится, опять придет и всё объяснит.

katyaz said...

Sorry, I'm going to have to reply in English, because it will take me too long to try and write all this in Russian. I think the reason the role of the chorus is so much more noticeable in this version of Faust is really because it is an oratorio, and not an opera, and it is therefore more rigidly structured, with the musical numbers carefully divided -- you have the chorus scenes, and the scenes with the lead singers, carefully organized to make it easier to present in a concert, rather than a staged production.

I think the chorus is more noticeable in baroque operas for much the same reason -- the musical scenes are carefully divided, and the plots are generally more simple, and carefully constructed to serve this more rigid musical structure.

In operas of the romantic and modern period, the plots become much more elaborate and complex, and the music becomes less rigidly structured. The chorus is still present, but depending on the plot, it can be limited to just a few numbers, barely noticeable in the overall opera. Since the chorus usually represents a crowd of people, it's harder to fit into an opera that is focused on the private actions of just a few people, like, say, La Traviata by Verdi. But in operas where crowds of onlookers are important, the chorus can still be just as important as before, and even play a pivotal role.

I would say that Carmen is actually a good example of a more modern Western opera where the chorus still plays an extremely important role, since the crowd is such an large part of the story. The reason I included that scene from Carmen is because it is one of the absolute most famous scenes from that opera, but when people talk about it, they generally don't remember anything from it other than Carmen herself singing. And yet, when you watch the scene from the beginning, it becomes clear how pivotal a role the chorus plays. The chorus is just as important a part of that scene as Carmen -- the scene wouldn't work without it. And that is true for the opera as a whole, I think. If you want to look at it in purely quantitative terms, if you look at the libretto for Carmen, it becomes especially clear just how large a part the chorus plays in the action.

So I would say that whether or not the chorus is important in modern operas does depend on the opera, but I don't think it is fair to say that the chorus is always less important in modern Western operas than it was in the past. The action in the opera might be less structured, so the chorus might be mixed in more with the leads singing, so it's less noticeable as a separate entity. But that doesn't mean that it can't be important in its own right.