Friday, September 4, 2009

Л.Костюков о роли Сталина в современной российской политике

Я понимаю так: он должен быть жив и нэмного нэправ. ... То есть должны идти бесконечные диспуты – то ли талантливый менеджер, то ли все же перегнул. (Особенно трогательно тщательное уточнение поклонниками вождя количества жертв ГУЛАГа – ну, не 20.000.000. Всего-то 10.000.000, если не 5.000.000. За что тогда осудили Чикатило – просто непонятно.) ...

Я думаю, это и есть магическая формула присутствия генералиссимуса сегодня: Путин и Медведев лучше, чем Сталин.

Занятный анализ.

8 comments:

rus4 said...

Потому так и муссировалась тогда и муссируется теперь победа Красной армии в Великой отечественной войне.

Эсесовец и полицай – вот кого мы наглядно лучше.


Я дальше читать не стал. Там столь же великолепно?

dimpase said...

Федя, там дальше так, например:

А забывать историю нельзя. Да-да. И «нас вырастил Сталин» - кого «нас»? А вот эти фигурки по периметру.

Нет. Сталин вырастил вас, тех, извините уж, ублюдков, которые решили возвести мавзолей своего дохлого вождя в форме вестибюля.


очень правильно подмечено...

VF said...

А вы читали книгу "Великая страна" того же автора? Я её всем рекомендовал, но почему-то никто не следует моим советам, а по-моему зря.
ВФ

avzel said...

Федя, мне кажется, Вы напрасно обижаетесь - автор пытается разобраться в мотивах (политических и психологических) непотопляемости Сталина, и в этой (полемически заостренной) формулировке вовсе не ставит на одну доску наших ветеранов с эсесовцами и полицаями.

Володя Ф.: о, какие люди в гости пожаловали, очень рад! Рекомендованную книгу не читал, но постараюсь выкроить время.

rus4 said...

Диссонанс между мелочностью и надуманностью повода для истерики и ее размахом показывает, что нет никакой непотопляемости, ее приходится придумывать. Почему, когда реставрируют статую Аполлона, никто не трубит о поднимающем голову неоязычестве?

Еще более нелепо предположение, что Путиномедвед популярен среди нашего прекрасного народа от того, что выглядит наглядно лучше Сталина, Ивана Грозного и императора Нерона. Быть лучше Сталина надо было Никите Сергеевичу Хрущеву. А Путиномедведа население сравнивает с Гайдарочубайсом.

avzel said...

Федя: я был бы только рад, если бы непотопляемость Сталина была выдумана, но боюсь, что это не так - тут и "эффективный менеджер", и высокое место в "Имени России", и восстановление надписи в метро, а главное, те эмоции, которые он продолжает пробуждать у многих, в том числе и у нас с вами. В моем понимании, эти эмоции связаны с двумя тезисами, много обсуждавшимися в последнее время:

1. Сопоставление Сталина с Гитлером кощунственно и оскорбительно для памяти наших ветеранов.

2. Реабилитация и прославление Сталина и его роли в истории России кощунственны и оскорбительны для памяти жертв его репрессий.

Я глубоко не согласен с первым тезисом (мне кажется, именно те. кто его разделяет, принижают роль наших ветеранов войны, отводя им роль винтиков в сталинской машине). И я полностью разделяю второй. У Вас, похоже, другое к этому отношение. Меня это огорчает, но что ж тут поделаешь.

rus4 said...

Я вполне разделяю второй тезис (не знаю, что навело Вас на обратное предположение). Другое дело, что я не считаю точность реставраторов московского метро "реабилитацией" или "прославлением". Это вообще из другой области. Поставьте вместо Сталина кого угодно другого и это станет совершенно ясно. Например, на совести Петра Первого тоже немало невинных жизней, но восстановление памятников, связанных с его именем, почему-то никем не считается оскорбляющим их память. Я уж не говорю про В.И.Ленина, чьё имя у нас увековечено по-прежнему почти всюду. Те, кто по старинке говорят "Ленинград", оскорбляют память жертв красного террора? Подробнее об этом написано в статье
http://www.gazeta.ru/culture/2009/08/27/a_3240999.shtml, с которой я, что удивительно для газеты.ру, вполне согласен.

Напротив, определение тех, кто не разделяет праведного гнева Л. Костюкова в связи со станцией "Курская-кольцевая", как выращенных Сталиным ублюдков, являет пример именно тоталитарного сознания.

Кроме приведенных Вами примеров возрождения сталинизма еще упоминают какого-то сельского батюшку, желающего Сталина канонизировать. Это всё попытки выдать что-то очень частное за что-то очень общее. Я не очень за всем этим базаром слежу, и сейчас, когда стал разбираться, выяснил с удивлением, что пресловутым "эффективным менеджером" назвал вождя народов вовсе не Владимир Владимирович Путин, как я думал, а какая-то старшеклассница в своем сочинении.

В честность голосования в проекте "Имя России" я, как и многие, не очень верю. Что можно сказать заведомо, так это что высокое место Сталина в интернет-голосовании сделало проект гораздо популярнее, чем он был бы без того и был поначалу. Это обсуждали на каждом углу, а выше ли там Пушкин Менделеева или наоборот - никого не волновало. Так что это определенно было выгодно организаторам.

Что касается сопоставления Сталина с Гитлером, то эта концепция так популярна (куда популярнее, чем сравнение Гитлера с Франко, Хорти, Павеличем, Муссолини, а Сталина с Троцким, Лениным, Хрущевым, Тито, Мао, Че Геварой) именно потому, что является основой для очень популярного ныне морального уравнивания нацистской Германии и СССР в войне. Потому что по существу оснований для сравнения не много. Это были разные режимы, с разными идеологиями, и большинство их преступлений имели разные причины. В этом всем конечно надо разбираться, и это дело историков, а повторять мантру "равно преступные чудовища" совершенно ни к чему.

avzel said...

Федя, хорошо, что Вы дали эту ссылку. Это четкая написанная на хорошем уровне статья, с основными выводами которой я совершенно не согласен. Более того, автор взял на себя любезность четко сформулировать мою точку зрения:

"Вы скажете – это давнее прошлое, те могилы давно быльем поросли, а тут еще память свежа. К тому же у нас тоталитаризм голову поднимает, нам не Сталина вспоминать надо, а покаяться всей страной, на государственном уровне. Пока мы этого не сделаем – не избавимся от этого страшного наследия. Почему в Германии восстанавливать свастику никому и в голову не придет, а у нас полно народу, для которого Сталин – герой!"

Ага, именно так я и думаю. Правда, для меня и Ленин - недостаточно давнее прошлое, так что предложенную Хрущевым альтернативу с Лениным вместо Сталина я бы тоже не стал помещать в этот злосчастный вестибюль в метро.

> я не считаю точность реставраторов московского метро "реабилитацией" или "прославлением".

А я считаю. Если «Нас вырастил Сталин, на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил» не прославление Сталина, то я не понимаю, что же будет прославлением. Кстати, аргумент о точности реставрации вообще не выдерживает критики - статую-то, которая шла в комплекте с надписью, на прежнее место не водрузили (и правильно сделали!), почему тогда именно этот элемент отделки оказался таким принципиальным?

> по существу оснований для сравнения [Сталина с Гитлером] не много.

А я думаю, что много, и что такие сравнения (не обязательно, двух личностей, но двух режимов) абсолютно правомерны. И по масштабу злодейств, и по влиянию на судьбы человечества, и по их роли в развязывании Второй Мировой войны, и по многим другим параметрам. Безусловно, сравнивать - не значит ставить знак равенства, понять, чем два режима отличались, тоже поучительно.

> Это всё попытки выдать что-то очень частное за что-то очень общее.

Если Вы в этом правы, я буду очень рад.