Это несколько вольный перевод названия первого
мероприятия семестровой
программы, на которую я приехал. Не знаю точно, когда началась эта традиция, но уже несколько лет каждая программа в Институте начинается с такого "женского" воркшопа. И хотя я в Институте далеко не в первый раз, побывал на нем впервые.
Мне давно было (и продолжает быть) интересно, полезно или вредно такое мероприятие. Я говорил об этом с довольно многими хорошими математиками обоего пола, и все говорят (практически без исключений), что их первая реакция была отрицательной (ко мне это тоже относится). Аргументы "против" каждый легко найдет сам - например, что такие мероприятия только унижают женщин, создавая впечатление, что им для успешных занятий математикой необходимо special treatment. Однако же, прежде чем судить о чем-то, я всегда предпочитаю увидеть это своими глазами.
Ну что я могу сказать про этот конкретный воркшоп? Единственное отличие от обычного мероприятия такого рода, что все лекторы - женщины. Среди слушателей мужчин не меньше, чем женщин. Никакой "облегченной" математики, все лекторы - профессионалы хорошего класса, часто выступающие на обычных конференциях. То есть, никакого видимого вреда от всего этого не наблюдается.
А вот есть ли польза, по-прежнему непонятно. В моей науке много хороших женщин-математиков, в том числе ряд очевидных лидеров. Никакого снисходительного отношения к ним и в помине нет. Но в некоторых других областях женщин-специалистов практически нет, и тогда такой воркшоп, видимо, не будет иметь большого смысла. Да и в нашей "благополучной" области, где найти хороших лекторов-женщин было нетрудно, всё равно остается не слишком понятно, зачем надо накладывать это ограничение при отборе лекторов.
Вчера воркшоп завершился "панельной дискуссией", в которой я тоже неожиданно принял участие. На сцену поставили в ряд десяток стульев, на которых разместились панелистки - довольно успешные и авторитетные женщины-математики. И присутствующим было предложено задавать им любые вопросы.
Первый вопрос: как вам удается не снижать научной продуктивности после рождения ребенка? Самый лучший ответ, по-моему, дала
Карен Смит (известный математик и женщина редких человеческих качеств - сердечная, мудрая и стойкая, очень советую посмотреть до конца
ее биографию): "Продуктивность-таки снизится, у кого на больший срок, у кого на меньший. Но бояться этого не надо, потому что взамен ты получаешь не меньше."
Дальше, к сожалению, вопросы стали более скучными, венцом чего явилась уже совершеннейшая тягомотина по поводу писания грантов. Тогда я решил подбросить в огонь дровишек и задaл такой вопрос из двух частей (за который потом в кулуарах организаторы мне выразили горячую благодарность): "Не могли бы вы поделиться самым серьезным gender-specific challenge на вашем пути в математике? И какой совет вы могли бы дать коллегам-мужчинам - чего мы не понимаем, чтобы сделать вашу жизнь легче?" Возникло довольно оживленное обсуждение, суть которого (если я правильно ее уловил) была в том, что им хотелось бы, чтобы к ним подходили с той же меркой, что и к коллегам-мужчинам, а не обращались с ними, как с какими-то редкими зверями в зоопарке (ирония такого ответа на таком мероприятии, по-видимому, была замечена немногими). Откровений по части советов мужчинам я тоже не услышал - были какие-то очевидно разумные вещи, что мужчинам полезно было бы не забывать, что на женщинах по-прежнему лежит основная тяжесть забот о семье. С этим, конечно, не поспоришь.
Когда это обсуждение стало затихать, я запустил еще один вопрос: "А нужны ли вообще такие воркшопы как этот, и если да, то какая от них основная польза"? Надо сказать, мнения были неодозначны - мне кажется, самые лучшие женщины-математики среди собравшихся были настроены наиболее скептически. Из доводов "за" основных два:
1. Заполненные вопросники за несколько лет показывают, что большинство молодых участниц полны энтузиазма по поводу этих воркшопов, и настаивают на их продолжении.
2. А вот и личное мнение одной моей хорошей знакомой, математика совсем неплохого уровня: "У меня прекрасные отношения с моими коллегами по факультету (она работает в очень неплохом университете в Лондоне), но я у нас единственная женщина-математик. И мне просто очень приятно раз в жизни побыть в большинстве!" Это мнение было встречено с большим энтузиазмом и, похоже, его разделяют многие собравшиеся женщины-математики. Надо сказать, мне оно показалось вполне убедительным. Однако же, перевешивает ли оно очевидные отрицательные стороны, я так и не решил.