Thursday, December 27, 2007

С большим удовольствием

читаю книгу записок Юни Родман - жены А.М.Яглома (рука не поднимается написать "вдовы"). Книжка называется "Москва-Бостон" (М.: "КРУК-Престиж", 2002). Чудесная книга о чудесной семье - семейные события и переживания перемежаются с путевыми заметками и впечатлениями о книгах, фильмах, выставках, концертах ... . Как глоток свежего воздуха, воспринимаются интерес и доброжелательность автора к самым разнообразным людям всех мастей и расцветок, встреченным ею в многочисленных странствиях. Отсутствие категоричности в суждениях, желание понять как и чем живут люди вместо того, чтобы выносить поспешные вердикты, звучат освежающим контрастом к той зашоренности и предвзятости в суждениях, которые, к сожалению, так распространенаы в русскоязычной среде (как в России, так и за её пределами). Я уж не говорю об официальной российской масс-медиа, или о многочисленных обитателях ЖЖ-ного зверинца. Но, увы, эта зараза не обошла и вполне нормальных людей (LJ-friends of friends). Не могу удержаться, чтобы ни привести засевший в голове пример из комментария к одной из записей в моей ЖЖ-френдленте, сделанного, по-видимому, вполне нормальной интеллигентной дамой. Желая похвалить некоего американского автора, она предваряет это характерной оговоркой "При всём моём неприятии американского образа жизни ...". Особенно меня здесь огорчают два момента:

1. Абсолютная бессмысленность этого замечания - ведь ясно же, что никакого американского образа жизни просто не существует, как не существует российского, европейского, и т.д. Каждый живёт сообразно своим вкусам и средствам, и большей мешанины разных культур и разных жизненных установок и ценностей, чем в Америке, и представить себе трудно.

2. Создаётся такое впечатление, что если в русской части ЖЖ похвалить что-то, имеющее отношение к Америке, не сделав подобной оговорки, то уже и в приличный дом не пустят. Во всяком случае, и хозяин журнала, и остальные комментирующие воспринимают это высказывание как само собой разумеющееся.

Как же всё-таки не хватает вокруг нас людей, подобных Юне Родман. Горячо рекомендую её книжку всем друзьям.

11 comments:

avzel said...

Update: готовится второе издание книги Ю.Родман. Следите за рекламой!

kdv2005 said...

Спасибо за рекомендацию. Я постараюсь не пропустить новое издание и непременно прочту.

А на поднятую Вами в замечаниях тему я бы взглянул с описанной Вами позиции Ю. Родман: коль скоро человеческой природе свойственна категоричность и следование в сначала эмоциям, а потом уж голосу разума, то это неизбежно приводит к издержкам вроде тех, о которых Вы пишете. Я не сомневаюсь, что с большинства людей, если с ними действительно начать разговаривать, вся эта шелуха быстро слетает, и они, конечно же, воспринимают мир как разнообразие индивидуальностей, а не в рамках "мы/они", "американцы/европейцы" или каких-либо других разнообразнейших дихотомий.

avzel said...

To kdv: всё правильно, но многочисленные примеры такого рода (а у меня их уже накопилось довольно много) раздражают и огорчают (и, я думаю, не так безобидны, как может показаться). По правде говоря, часто не так уж тянет "начать разговаривать".

kdv2005 said...

Что тут скажешь, уважаемый Avzel. Вы, конечно, правы в своих наблюдениях, я и сам это неоднократно замечал. Я не считаю такие явления безобидными, но считаю их неизбежными. Им можно и нужно противостоять, но рассчитывать, что они исчезнут, едва ли приходится. Замечу, лишь, что это -- обратная сторона импульсивности, с которой люди совершают бескорыстные, а иногда даже вопреки здравому смыслу и в ущерб себе, добрые дела. Было бы жаль, если бы эти явления исчезли одновременно с тем, о существовании чего Вы сожалеете.

А дневник тем и хорош, что можно время от времени выпускать пар от того, что раздражает :-)

avzel said...

> Замечу, лишь, что это -- обратная сторона импульсивности, с которой люди совершают бескорыстные, а иногда даже вопреки здравому смыслу и в ущерб себе, добрые дела. Было бы жаль, если бы эти явления исчезли одновременно с тем, о существовании чего Вы сожалеете.

Что-то я не понял вашей мысли. Откровенно говоря, не вижу, почему между двумя этими явлениями (невежеством и предвзятостью, с одной стороны, и бескорыстием с другой) имеется хоть какая-то связь.

kdv2005 said...

Мне так кажется, потому что и бескорыстие, и предвзятость по природе своей иррациональны. Это качества, обусловленные нашей способностью к эмоциям. Конечно, не только они этой способностью обусловлены :-)

А что касается невежества, то это, как мне кажется, основное состояние человека. Чем больше пытаешься его преодолеть, тем сильнее осознаешь его степень. Конечно, человек, гордящийся своим невежеством, моей симпатии не вызывает, но человек, спокойно свое невежество признающий, на мой взгляд заслуживает уважения.

nieuwe_zijde said...

Мне кажется, что упоминаемое выше явление - назовём его, скажем, "животным антиамериканизмом" (и российских властей и "обычных граждан" - если только здесь возможно провести разделительную черту) - объясняется не только невежеством, но иногда и просто примитивной завистью. Многие жители СССР, видимо, искренне полагали, что как только они опрокинут железного истукана на Лубянке, начнётся жизнь совершенно как в Америке. Как только они осознали, что этого не происходит, начался своего рода откат, который мы теперь и наблюдаем в столь уродливой форме.

avzel said...

To nieuwe_zijde: не думаю, что дело тут в зависти (то есть, может, у кого-то и так, но во многих известных мне случаях дело явно не в этом). Мне кажется, дело всё же, в основном, в невежестве и влиянии интенсивной кампании (дез)информации, хотя большинство интеллигентных людей это горячо отрицают.

nieuwe_zijde said...

В разных случаях, конечно, мотивировка может слегка различаться, но я вообще-то я не вижу тут никакого противоречия. Невежество и зависть "sont des mots qui vont très bien ensemble", как Beatles, бывало, пели.

А уж упомянутая тобой официальная кампания дезинформации несомненно имеет своей подоплёкой некую форму зависти к Америке. И, как и другие начинания нынешней власти, она находит горячий отклик среди российского населения (твоя френдлента в этом отношении отнюдь не показательна, это уже обсуждалось раньше в твоём ещё ЖЖ).

Anonymous said...

(from roman_kr)
Nashel obzor nauchnoy deyatel'nosti I.M.Yagloma
http://www.etudes.ru/ru/forums/topic.php?id=47

avzel said...

To Roman_Kr: спасибо за ссылку.