Monday, December 17, 2007

Памяти А.М. Яглома (1921 - 2007)

Три дня назад в Бостоне на 87-м году жизни скончался Акива Моисеевич Яглом. Вместе с братом-близнецом Исааком Моисеевичем (легендарные Ися и Кика), которого он пережил почти на 20 лет, они были среди первых московских кружковцев и олимпиадников, и отдали долг сторицей: их книжки (Геометрические преобразования, Неэлементарные задачи в элементарном изложении, Вероятность и информация, ...) пользовались любовью и популярностью и привлекли к математике несколько следующих поколений школьников. Интересно, знают ли о них нынешние школьники? Хочется поделиться личным воспоминанием - когда я только начал изучать школьную геометрию, она мне давалась с некоторым скрипом, и мой папа, не без некоторого конфликта, вручил мне книгу Ягломов "Геометрические преобразования"; под его давлением я проработал довольно заметную её часть, после чего проблемы с геометрией как рукой сняло.

Кажется, один из Ягломов (И.М.?) закончил мехмат МГУ, а второй - физфак, причем, как гласит легенда, пользуясь своей неотличимостью, они подменяли друг друга на лекциях и экзаменах, так что каждый фактически закончил оба факультета.

И.М.Яглом, как мне кажется, посвятил всю жизнь преподаванию и популяризации математики, и серьёзной научной работой не занимался (поправьте меня пожалуйста, если я не прав). А Акива Моисеевич, как я понимаю, был ученым мирового уровня, много лет успешно работавшим на стыке математики и физики (гидродинамика, турбулентность ...). Я в его науке, к сожалению, полный профан, так что говорю понаслышке. Много раз слышал о его классической работе с Гельфандом, много лет державшей все рекорды по части цитируемости.

Мне посчастливилось с ним лично познакомиться уже в Бостоне. Наше знакомство было шапочное, кажется, единственный мало-мальски серьёзный контакт был, когда он попросил меня посмотреть текст (кажется, с доказательством теоремы Ферма), написанный его старым другом-пенсионером, и советовался со мной, как бы поделикатнее убедить его друга забросить эту тематику. А вот мои родители, тоже познакомившиеся с А.М. и его чудесной женой уже в Бостоне, успели войти в число их ближайших друзей и практически каждое воскресенье совершали с ними традиционную двухчасовую прогулку по окрестностям. Так что я регулярно встречал чету Ягломов на всех родительских годовщинах и прочих мероприятиях.

И сам А.М. и его жена - люди совершенно замечательные, легкие и живые в общении, высококультурные, всех знавшие, всё читавшие, живо интересовавшиеся всеми культурными новинками, и при этом без тени высокомерия и снобизма, так что контакт с ними возникал мгновенно. А.М. обладал счастливой способностью привлекать самых разнообразных интересных и содержательных людей, причем совсем не только математиков и физиков. Кстати, о физиках - А.Д. Сахаров был его близким другом ещё со школьных лет.

А.М. переехал в Бостон уже немолодым человеком, но своей научной работы не прекращал никогда, и не утратил работоспособности до последних дней жизни. Последние несколько лет он (будучи поддержан грантом в MIT) работал над большой энциклопедического охвата монографией по теории турбулентности (?), которую, к сожалению, не успел закончить. Новых учеников и сотрудников у него здесь не появилось, так что, увы, непонятно, кто бы мог привести в порядок его разработки (кажется, более 1000 страниц).

С его уходом закрылась ещё одна глава "золотого периода" советской математики. Его будет не хватать очень многим.

17 comments:

Anonymous said...

Да, Ягломы. Наше математическое детство. А ты с ним, оказывается, лично был знаком.

avzel said...

Да, посчастливилось.

ntsil said...

Спасибо еще раз (заодно пробую комментировать в блогспоте)!

avzel said...

To ntsil: Получилось!

Anonymous said...

Y sebya na diske nashel knizhky I.M. Yagloma "kultyra i kompyuteri" i Yaglom/Yaglom Veroytnost' i in formatsiya. Komy nado mgy prislat'.

Anonymous said...

p.s. (anonymous - eto Roman Kris)

avzel said...

To Roman Kris: Спасибо! Пока не надо, но буду иметь в виду.

Anonymous said...

Хорошие слова:
http://anna-i.livejournal.com/106339.html
http://anna-i.livejournal.com/106611.html
Воспоминания супруги А.М.Яглома можно найти в интернете, нужно погуглить "Юня Родман". Она перевела книгу Н.Винера "Я - математик".

avzel said...

To Anonymous: спасибо за ссылки. Да, теперь я вспомнил, что знал, что Юня Яглом перевела Винера, но забыл упомянуть. А вы кто, если не секрет?

Sergey Sobolev said...

Я работал в 1976-81 годах в Ярославском университете, когда там работал И.М.Яглом.
http://sergesob.livejournal.com/profile

avzel said...

To Sergey Sobolev: Как интересно, мы с вами соседи, а я ничего даже не слышал о вашем заочном математическом кружке. Теперь погляжу, нельзя ли дать некоторые задачки оттуда моему 6-летнему внуку (он, правда, ещё не в 4м классе :)).

avzel said...

Update: Google search на "Юня Родман" выводит на массу очень интересных записок вдовы Яглома.

Anonymous said...

Твоя заметка нас очень тронула. Спасибо!

Кое-что можно с ходу дополнить.

После окнчания двух факультетов А.М. очень интересовался физикой ядра. Его пригласил в аспирантуру И.Е.Тамм. Однако в беседе с ним А.М. понял, что значительная часть работы будет иметь прикладной (военный) характер. Уже тогда, будучи совсем молодым человеком, А.М. не смог принять это предложение из принципиальных соображений. Поступок по тем временам нетривиальный.

В аспирантуру он пошел к Колмогорову, где сделал серию классических работ. Я тоже не знаком с тематикой работ А.М., но по отзывам людей компетентных эти работы - самого высокого мирового уровня. Его известность была настолько велика, что, несмотря на "неправильную" национальность, А.М. стал выезжать на международные конференции. Однако, подписав несколько писем, он стал невыездным.

Ты правильно отметил широту интерсов А.М. На самом деле он был человеком ренесансного масштаба. А.М. был энциклопедически образован во многих вопросах культуры. Он знал до мельчайших деталей историю от античных до совсем недавних времен. Складывалось впечатление, что он прочитал всю мировую литературу. Его библиотека поражает не только своим объемом, но и диапазоном тем. Самое поразительное было то, что он не только прочитал все эти книги, но и помнил их. Так же непринужденно он ориентировался в любом виде искусства. Его замечания о драматических, оперных и балетных спектаклях всегда были точными и меткими. Юня и Кика редко пропускали концерты выдающихся исполнителей, сначала в Большом зале, потом в Симфони холле.

Для иллюстрации могу вспомнить один эпизод. А.М. настоял на поездке в Нью Хейвен, потому что ему было мзвестно, что в коллекции Йельского университета есть малоизвестеая картина Ван Гога. А.М. был счастлив, увидев эту картину и немедленно прочитал целую лекцию об истории создания этого полотна.

Я мог бы еще многое вспомнить (может быть, будет случай это сделать более обстоятельно), но, кажется, я и так уже вышел из жанра комментария.

avzel said...

To Vladlen: Отличное дополнение! Можем взять семейный подряд :).

Anonymous said...

fwd- ot cheloveka blizko znavshego A.D.Saxarova(ADS)
>>Я не был знаком с Ягломами, но >>помню как тепло отзывался о них >>АДС.

Anonymous said...

В. М. Тихомиров Вспоминая братьев Ягломов. стр. 5-13
Сборник "Математическое Просвещение" Третья серия. Выпуск 15, 2012 год
http://www.mccme.ru/free-books/matprosh.html

avzel said...

aadamchuk: спасибо за ссылку!